Ма́ндеви́ль Бернард (Mandeville) (1670-1733), английский писатель. В сатире «Басня о пчёлах» (1714) в аллегорической форме критикует социальные отношения.
* * *
МАНДЕВИЛЬ Бернард - МА́НДЕВИ́ЛЬ (Mandeville) Бернард (1670-1733), английский писатель. В сатире «Басня о пчелах» (1717) в аллегорической форме критикует социальные отношения.
* * *
МА́НДЕВИ́ЛЬ (Mandeville) Бернард де (ноябрь 1670, Дордрехт или Роттердам - 21 января 1733, Лондон), английский мыслитель и писатель.
Жизнь
Родился в семье потомков французских гугенотов, переселившихся в Голландию из-за религиозных преследований. После окончания в 1691 Лейденского университета, где изучал медицину и философию, занимался врачебной практикой, специализируясь по нервным болезням, путешествовал по Франции, Италии. Прибыв в 1700 для изучения английского языка в Англию, решил поселиться здесь, найдя условия жизни благоприятными. Приобретя авторитет высококвалифицированного врача, обзавелся обширными и разветвленными связями в английском обществе, приобрел влиятельных покровителей, что позволило ему сделать содержательные и яркие наблюдения общественных нравов.
Издал несколько сборников стихотворений, журнал нравоучительной направленности «Болтунья». В 1705 анонимно выпустил небольшую поэму-басню «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными». Опубликовал «Трактат об ипохондрических и истерических страстях» (1711), сочинение «Свободные мысли о религии, церкви и национальном счастье» (1720), памфлеты «Благопристойная защита публичных домов» (1724), «Исследование о происхождении чести и о пользе христианства в войне» (1732), «Письмо к Диону» (1732) и т. д.
Первое издание его главного и принесшего ему славу произведения «Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - блага для общества» (1714) осталось незамеченным, второе (1723), значительно расширенное, вызвало большой интерес и спровоцировало оживленную полемику. Теологи, моралисты и писатели (Беркли (см. БЕРКЛИ Джордж), Шефтсбери (см. ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер), Хатчесон (см. ХАТЧЕСОН Фрэнсис) и др.) осудили книгу, увидев в ней подрыв христианской веры, низвержение морали, поругание добродетелей и проповедь безудержного аморализма (см. АМОРАЛИЗМ) . Все последующие годы жизни Мандевиль вел полемику с оппонентами, защищая свой труд и дополняя его. При жизни автора «Басня» выдержала шесть изданий, в 1729 был издан второй том произведения.
Основные идеи
Наибольшее влияние на взгляды Мандевиля оказали Т. Гоббс (см. ГОББС) и Д. Локк (см. ЛОКК Джон). Мысль Мандевиля характеризуется трезво-реалистической и материалистической направленностью.
«Басня» включает в себя «Возроптавший улей», обстоятельные комментарии к нему и ряд этико-социологических исследований, развивающих исходную образную систему в рациональную доктрину. Сам «Улей» по своей сюжетной канве отчасти восходит к одной из басен Эзопа (см. ЭЗОП (баснописец)). В своем труде, направленном против морали пуританизма, господствовавшей в Англии и Голландии, против ханжества, лицемерия и двуличия, зарекомендовал себя не только как оригинальный писатель и глубокий философ, но и как незаурядный психолог и экономист.
Оперируя энтомологическими аллегориями, живописал покоящееся на тяжком труде социальных низов общество, пронизанное тотальным злокозненным индивидуализмом всех его членов. «Улей» рисуется как царство, где господствуют всевозможные пороки и моральные язвы, где развертывается феноменология нечистой совести, как мир всеобщего эгоизма, взаимного надувательства и обмана. Общество предстает конгломератом корыстолюбцев, честолюбцев, мошенников, воров, лжецов, пьяниц, мотов и т.д. За возвышенной и благородной мотивацией людей, в том числе и великих, Мандевиль неизменно вскрывал низменные побуждения, отрицая «идеалистические» основания человеческого поведения. Опирался на учение об аффективной природе человека, добродетель же считал подавлением аффектов (см. АФФЕКТ) , противоречащим естественным порывам.
Остроумный парадоксализм трезвой и честной этико-социальной концепции Мандевиля зиждился на утверждении того, что многообразное моральное несовершенство, изначально присущее человеческой природе, является двигателем общественной жизни, условием и предпосылкой преуспевания. Алчность, продажность, лицемерие, хитрость, ложь, тщеславие, зависть, мотовство, разрат и распутство представителей всех социальных слоев, профессий и родов занятий - купцов, ремесленников, чиновников, военных, судей, священнослужителей, врачей, адвокатов, преступников, проституток и др. - обеспечивают процветание общества, ведут его к подъему на более высокую ступень социальной эволюции, гарантирует прогресс экономики, культуры и цивилизации. Пороки, удовлетворяя человеческие потребности, обуславливают прочность и стабильность социальных связей, их динамику, усложнение и утончение общественных отношений. Практикуя порок, человек невольно способствует общественному благу - «плоды пороков пожиная, цвела держава восковая». Галерея частных несовершенств и недостатков трансформируется в гармонию общественного целого. Так, пьяницы содействуют расцвету виноградарства и бочарного дела, моты и расточители обеспечивают работой нуждающихся, воры гарантируют заказы кузнецам, изготовляющим замки и засовы и т. д.
Всесторонне обосновывая диалектику нравов, утверждал этический релятивизм и взаимный переход добродетелей и пороков друг в друга и, в связи с этим, оспаривал моральные абсолюты и отвергал религиозное ханжество. Зло назвал «великим принципом», который способствует реализации человеческих, социальных качеств, являясь «животворящей силой и опорой» всех родов занятий, всего здания общественного устройства. По мысли Мандевиля, «добро произрастает из зла столь же естественно, как цыплята из яиц». Торжество же добродетелей губительно и опасно, поскольку ведет к упадку, всесторонней деградации, одичанию и опустошению. Выступил предтечей теории «разумного эгоизма».
Основная практическая рекомендация Мандевиля, адресованная властям, заключалась в том, что многообразные пороки индивидуумов посредством правильного управления могут и должны быть обращены на пользу общества.
Концепция Мандевиля может быть проинтерпретирована и как облаченная в форму язвительной сатиры критика современного общества, порочного в своих основах.
Был настроен последовательно антиклерикально, высказывался за свободу совести, против участия церкви в делах государства.